Нидерланды продвигают морскую ветроэнергетику: детали тендера Nederwiek I-A



В условиях глобального стремления к устойчивым источникам энергии Нидерланды активно развивают свой потенциал в морской ветроэнергетике. В настоящее время ключевым элементом их энергетической стратегии является проект, который будет подключен к платформе Nederwiek 1, управляемой оператором TenneT. Это соединение знаменует собой важный шаг в реализации стандарта мощностью 2 ГВт, который Королевство Нидерланды планирует поэтапно внедрять в ближайшие годы. Экспортные кабели от будущей ветроэлектростанции протянутся до Борселе, где нидерландский оператор системы передачи TenneT интегрирует выработанную электроэнергию в национальную сеть через высоковольтное оборудование. Строительство этой амбициозной морской ветроэлектростанции намечено на 2030 год.

Разрешение на строительство данного проекта, как и в предыдущих тендерных раундах, таких как IJmuiden Ver Alpha и Beta, будет выдаваться на основе сравнительной оценки, включающей финансовое предложение. Примечательно, что правительство Нидерландов применяет дополнительные критерии, направленные на стимулирование инноваций в области экологии, циркулярности экономики и системной интеграции. Это подчеркивает комплексный подход страны к развитию сектора, выходящий за рамки простой генерации электроэнергии.

Изначально в сентябре 2025 года планировалось выставить на торги два участка по 2 ГВт каждый. Однако в прошлом году Министерство экономики и климатической политики приняло стратегическое решение сократить масштабы тендера вдвое. Этот шаг, как ожидается правительством, позволит снизить потенциальные риски для проектов и предоставит возможность большему числу участников рынка подать свои заявки, тем самым способствуя здоровой конкуренции и разнообразию предложений.

Ранее первый заместитель премьер-министра Нидерландов и министр по вопросам климатической политики и «зеленого» роста Софи Херманс сообщила, что участок Nederwiek 1-B был исключен из текущего тендерного раунда в связи с необходимостью интеграции газотранспортной платформы K13-A, требовавшей дополнительного времени для проработки. Более того, в мае 2025 года министр Херманс была вынуждена отозвать участки IJmuiden Ver Gamma A и B из тендера по морской ветроэнергетике из-за ухудшающихся рыночных условий, что подчеркивает чувствительность отрасли к мировой экономической конъюнктуре.

Действительно, по данным нидерландской отраслевой организации NedZero, рост затрат и снижение спроса на электроэнергию, оказавшегося ниже ранее прогнозируемого, приводят к замедлению развития морской ветроэнергетики во многих странах. Чтобы предотвратить подобную стагнацию в Нидерландах, правительство страны в сентябре 2025 года представило всеобъемлющий «План действий по морской ветроэнергетике».

Данный план включает в себя ряд мер, направленных на финансовую поддержку строительства новых проектов морской ветроэнергетики, а также предлагает решения для дальнейшего стимулирования спроса на энергию, полученную из этого вида возобновляемых источников. Такой двухсторонний подход призван обеспечить стабильность и дальнейший рост сектора.

После закрытия тендера по участку Nederwiek I-A 30 октября, Агентство предпринимательства Нидерландов (RVO) приступит к этапу оценки поступивших предложений. Предполагается, что имя победителя будет объявлено весной 2026 года. Nederwiek I-A является лишь первым из нескольких участков в этом районе. Сроки проведения тендеров по участкам Nederwiek I-B и II будут зависеть от формирования нового кабинета министров, как отметила NedZero. Правительство Нидерландов планирует опубликовать новую дорожную карту развития сектора в 2026 году, что должно внести ясность в будущие этапы реализации амбициозных планов страны по морской ветроэнергетике.