
Stillstrom, разработчик решений для морской энергетики и зарядных станций Maersk, в партнерстве с датским Портом Рённе, инициировали совместное исследование. Цель – изучить возможности интеграции морской ветроэнергетики с электрификацией морского судоходства. Белая книга, подготовленная компаниями, исследует, как проект «Энергетический Остров Борнхольм» может послужить образцом для подобной интеграции.
Исследование, озаглавленное «Энергетический Остров Борнхольм – питание морской электрификации», анализирует, каким образом производство возобновляемой энергии и будущие мощности электрической сети способны обеспечить зарядные решения для электрических паромов, грузовых судов и судов обслуживания морских платформ. По данным Stillstrom, инициатива направлена на стимулирование судовладельцев к инвестициям в аккумуляторные флоты и на продвижение декарбонизации европейского транспорта, выходя за рамки электрификации дорожного движения.
В рамках готовящейся к публикации в первом квартале 2026 года белой книги Stillstrom и Порт Рённе планируют представить масштабируемую дорожную карту. Она будет предназначена для портов и морских хабов, готовящихся к новой волне электрификации морского транспорта.
Что касается самого проекта «Энергетический Остров Борнхольм», то закупка инфраструктуры передачи энергии уже ведется. При этом аукцион на планируемые 3 ГВт мощностей морской ветроэнергетики, которые будут подключены к острову, ожидает решения датского правительства. Проект предусматривает создание двух морских ветропарков, преобразовательной подстанции постоянного тока (HVDC) на Борнхольме и соединительных кабелей с Зеландией и далее.
По словам Суне Стрёма, старшего менеджера по регулированию и связям с общественностью Stillstrom, «Энергетический Остров Борнхольм» предоставляет уникальную возможность продемонстрировать, как морская ветроэнергетика может поддерживать зарядку судов в одном из самых загруженных судоходных коридоров Европы. «Электрификация морского транспорта – следующая граница «зеленого» перехода Европы, – подчеркнул Стрём. – Но для того чтобы судовладельцы инвестировали в суда с аккумуляторным приводом, зарядная инфраструктура должна быть построена заблаговременно, как в открытом море, так и в портах».
Компания Stillstrom отмечает, что обычные грузовые суда, проходящие через регион Борнхольма, ежегодно потребляют значительное количество ископаемого топлива. По мере развития аккумуляторных технологий, суда на электротяге становятся все более жизнеспособными. По оценкам Stillstrom, электрификация этого сегмента потребует около 17 ТВт·ч нового потребления электроэнергии для зарядки аккумуляторных судов. Это позволит ежегодно замещать примерно 3 миллиона метрических тонн судового газойля (MGO), экономя около 2 миллиардов евро на импорте нефти.
В рамках совместного исследования Порт Рённе вносит свой практический вклад, делясь информацией о типах инфраструктуры, которая может потребоваться по мере перехода морских операций на электричество. Это включает в себя будущие паромные зарядные станции, чистое береговое электроснабжение для круизных судов и возможности зарядки в открытом море в Балтийском море.
«Энергетический Остров Борнхольм дает нам ценную возможность лучше понять, какими могут быть будущие энергетические потребности морского транспорта, – заявил Йеппе Ла Кур, коммерческий директор Порта Рённе. – Наш вклад в это сотрудничество заключается в обмене оперативным опытом и изучении того, как различные сценарии зарядки могут работать на практике. Благодаря нашему центральному расположению в Балтийском море, мы видим естественную роль в содействии квалификации дискуссии о том, что потребуется для поддержки более широкого перехода».