
На повестке дня британского энергетического сектора – значительные изменения. Правительство Великобритании инициировало консультации по предлагаемым корректировкам в рамках ключевой программы Contracts for Difference (CfD). Эти изменения, предваряющие восьмой раунд распределения (AR8) и последующие аукционы, направлены на оптимизацию условий, касающихся проектов морской ветроэнергетики, в том числе и плавучих установок.
Министерство энергетической безопасности и нулевых выбросов опубликовало детали этих консультаций, призывая представителей отрасли активно делиться своими мнениями о предлагаемых изменениях в контрактных условиях и критериях отбора. Особое внимание уделяется адаптации программы к растущим масштабам и технической сложности современных проектов морской ветроэнергетики, особенно инновационных плавучих и глубоководных решений.
Для сегмента плавучей морской ветроэнергетики правительство предлагает ряд корректировок в условиях контрактов CfD, призванных лучше соответствовать срокам реализации таких технологически сложных проектов. В частности, обсуждается продление так называемого Longstop Period – крайнего срока ввода объектов в эксплуатацию. Это позволит проектам плавучей ветроэнергетики получить больше времени на завершение строительства и подключение к сети, минимизируя риски расторжения контрактов CfD. Кроме того, планируется снизить порог требуемой установленной мощности (Required Installed Capacity – RIC) для плавучих морских ветроэнергетических проектов.
Стоит отметить, что в настоящее время все технологии, участвующие в программе CfD, обязаны обеспечить не менее 95 процентов от заявленной по контракту установленной мощности. Исключение до сих пор составляла только традиционная морская ветроэнергетика на стационарных основаниях, для которой порог RIC установлен на уровне 85 процентов. Эта разница обусловлена признанием высокого уровня строительных рисков, таких как, например, обнаружение неподходящих условий морского дна уже после начала работ. Учитывая, что проекты плавучей ветроэнергетики, ранее не превышавшие 100 МВт, значительно выросли в масштабах и сложности, правительство намерено применить к ним аналогичное требование по RIC – 85 процентов, уравнивая их с проектами на стационарных основаниях.
Помимо изменений, касающихся непосредственно плавучей ветроэнергетики, консультации затрагивают и более широкий спектр глубоководных проектов. Предлагается ввести совершенно новую технологическую категорию CfD – «Другая глубоководная морская ветроэнергетика» (Other Deepwater Offshore Wind, ODOW). Эта категория призвана открыть путь к участию в программе поддержки CfD для проектов морской ветроэнергетики, использующих нестандартные или инновационные решения для фундаментов в глубоководных районах.
В текущих правилах CfD предусмотрены две основные категории технологий морской ветроэнергетики: на стационарных основаниях и плавучая. При этом действующие регламенты (Allocation Regulations 2014) относят к плавучим лишь те конструкции оснований, которые действительно держатся на воде. Введение категории ODOW демонстрирует стремление правительства Великобритании учесть появление гибридных и принципиально новых типов фундаментов. Эти решения, хотя и подходят для глубоководной установки, не всегда соответствуют строгому определению «плавучих оснований» согласно существующей правовой базе, что лишало их возможности получить поддержку. Новая категория устранит этот пробел.
Основная цель предлагаемых изменений – обеспечить актуальность и эффективность схемы CfD в условиях непрерывной эволюции технологий морской ветроэнергетики. Правительство стремится не только поддерживать доверие инвесторов к сектору, но и содействовать своевременной реализации жизненно важных энергетических проектов.
Консультации по этим инициативам продлятся до 30 января 2026 года. Ожидается, что все принятые по их итогам решения лягут в основу разработки восьмого раунда распределения CfD, а также последующих аукционов. Напомним, что седьмой раунд распределения CfD (AR7) был запущен правительством Великобритании в августе текущего года с общим бюджетом в 1,08 миллиарда фунтов стерлингов (что эквивалентно примерно 1,24 миллиарда евро), предназначенным для поддержки проектов морской ветроэнергетики, включая плавучие установки.
Согласно официальному расписанию, прием заявок для проектов морской ветроэнергетики в рамках AR7 проходил с 11 по 17 ноября. Результаты этого раунда ожидаются 14 января 2026 года.