Провал тендера Nederwiek I-A: Нидерланды пересматривают стратегию морской ветроэнергетики



Нидерландское агентство предпринимательства (RVO) столкнулось с трудностями при проведении конкурса на выдачу разрешения для строительства крупного объекта морской ветроэнергетики Nederwiek I-A. Конкурс, объявленный 16 октября, не привел к выдаче разрешения. Отмечается, что еще до его закрытия критерии уже были скорректированы с учетом текущих рыночных условий, чтобы сделать раунд более привлекательным для участников.

Проект Nederwiek I-A мощностью 1 ГВт должен был быть реализован на основе сравнительной оценки предложений с финансовой составляющей. Помимо этого, в конкурс включались дополнительные критерии, направленные на стимулирование инноваций в области экологии, циркулярной экономики и системной интеграции, о чем сообщал отраслевой портал offshoreWIND.biz 16 октября.

Министр Софи Херманс в своем письме к парламенту от 30 октября объяснила сложившуюся ситуацию кардинальными изменениями на рынке за последние годы. Если с 2018 года морские ветроэлектростанции могли возводиться без государственных субсидий, а некоторые девелоперы даже готовы были платить за разрешения, то теперь, как подчеркнула Херманс, «европейские рыночные условия значительно изменились». Разработчики сталкиваются с растущими затратами и более медленными, чем ожидалось, темпами электрификации промышленности. Это, в свою очередь, затрудняет заключение долгосрочных договоров купли-продажи электроэнергии (PPA) и снижает их готовность инвестировать в новые проекты.

Нидерландское агентство предпринимательства подтвердило, что рост издержек, жесткие условия контрактов и снижение спроса на электроэнергию сделали морскую ветроэнергетику менее привлекательной для девелоперов. Агентство также обратило внимание на то, что аналогичные трудности или отсрочки наблюдаются и в других европейских тендерах, включая проекты в Германии, Дании, Великобритании и Бельгии.

В связи с тем, что разрешение на строительство не было выдано, реализация ветропарка Nederwiek I-A будет отложена, и конкурс придется проводить повторно. Министр предупредила, что это может повлиять на национальную дорожную карту развития морской ветроэнергетики, согласно которой объект должен был начать работу к 2030 году, и повлечь за собой дополнительные расходы для оператора системы передачи (TSO) TenneT. Тем не менее, она подчеркнула, что общие последствия будут зависеть от будущих политических решений и уровня финансирования.

Несмотря на возникшие трудности, Софи Херманс подтвердила, что морская ветроэнергетика по-прежнему играет ключевую роль в достижении Нидерландами своих энергетических и климатических целей. «Несмотря на эту неудачу, морская ветроэнергетика остается важнейшим элементом для обретения Нидерландами большей энергетической независимости и обеспечения достаточного количества зеленой энергии для устойчивого развития нашей энергосистемы», – написала министр в своем письме к парламенту.

Для сохранения темпов развития сектора правительство Нидерландов готовит новый раунд торгов на 2026 год, в рамках которого будут выданы разрешения на проекты общей мощностью 2 ГВт, но уже с предоставлением субсидий. Нидерландское агентство предпринимательства подтвердило планы по проведению нового раунда выдачи разрешений с государственной поддержкой, на которую из Климатического фонда уже зарезервировано 948 миллионов евро. Министр проинформировала, что парламент будет уведомлен к январю 2026 года о том, какие именно участки, включая потенциально Nederwiek I-A, будут включены в этот раунд.

В своем письме к парламенту министр Херманс также обозначила ряд других мер, направленных на поддержку рынка морской ветроэнергетики. Среди них – продление действия схемы компенсации косвенных затрат (IKC-ETS) до 2028 года для снижения стоимости электроэнергии для промышленности, разработка так называемых Контрактов на разницу (CfD) для возобновляемой электроэнергии, а также создание гарантийного фонда PPA совместно с Invest-NL. Эти инициативы призваны укрепить как предложение, так и спрос на «зеленую» электроэнергию и восстановить доверие инвесторов. Однако окончательные решения по внедрению этих инструментов будут приниматься следующим составом кабинета министров.